Эксперт по безопасности. Семинары и курсы повышения квалификации руководителей ЧОП.
13.02.2012

Перемены не за горами?

Дискуссии с коллегами по поводу отставки М.Суходольского вывели на очень интересное выступление отставленного генерала. Если некоторые идеи из этого выступления (я их выделил)  будут реализованы, то конкуренция на рынке пультовой охраны примет более-менее цивилизованный вид. А учитывая возможный переход вневедомственной охраны с 2012 года в статус казенных учреждений, вообще все видится очень даже интересно! Читайте до конца.
«Выступление на брифинге перед представителями СМИ по некоторым проблемным вопросам организации рынка охранных услуг начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-полковника полиции М. И. Суходольского

17 октября 2011 года 11.00 час.г.Санкт-Петербург, Суворовский пр-т. д. 50/52, зал коллегии

Уважаемые коллеги!

Сегодня состоялась очередная церемония передачи служебного автотранспорта в территориальные подразделения органов внутренних дел районного уровня.

Подчеркну, что около половины переданного имущества приобретено ФГУП «Охрана» МВД России в рамках оказания целевой финансовой благотворительной помощи подразделениям полиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В рамках нашей встречи также хотел бы рассказать о реализации части ранее анонсированных решений по оптимизации деятельности полиции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Так, сегодня мной подписаны изменения в организационно-штатные расписания территориальных органов, предполагающие перераспределение численности участковых уполномоченных полиции по территориальным подразделениям районного уровня с учетом фактической нагрузки (от числа зарегистрированного на территории обслуживания населения), а также укрепления подразделений уголовного розыска и по борьбе с экономическими преступлениями в УМВД по Центральному району Санкт-Петербурга, который мы укрепляем, к слову сказать, за счет подразделений аппарата Главка. Кроме того, в структуре полка патрульно-постовой службы сформирован взвод конной полиции численностью 12 единиц. Это первый шаг к созданию полноценного кавалеристского подразделения, численность которого в перспективе возрастет до 70 единиц.

По итогам посещения в июле-августе ряда территориальных подразделений районного уровня, была разработана и утверждена «Программа перспективного развития дежурных частей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на 2011-2013 г.г.». Для ее реализации проведена ревизия расходов Главка, перераспределив в общей сложности почти 42 миллиона на материально-техническое оснащение дежурных частей горрайорганов Ленинградской области. Кроме того, на эти цели Правительством Санкт-Петербурга также целевым назначением выделено 25 миллионов рублей. В этой связи удовлетворением отмечаю позитивное поэтапное движение Главка по совершенствованию служебной деятельности, в рамках которого задействуется весь спектр имеющихся возможностей – от принятия управленческих решений по оптимизации практической работы подразделений до максимально сбалансированных мер по использованию собственных ресурсов и привлеченных ассигнований.

В целом для ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Предприятием оказана благотворительная финансовая помощь на сумму порядка 155 миллионов рублей, позволившая приобрести специальный транспорт, имущество экспертно-криминалистических подразделений, средства связи. На сегодня осталась одна позиция – два амфибийных катера на воздушной подушке для спецподразделений полиции, поставка которых в соответствии с договором будет осуществлена в декабре текущего года.

Вступивший в силу закон «О полиции» установил, что финансирование деятельности полиции с привлечением иных источников финансирования может осуществляться до 1 января 2012 года (пункт 8 ст. 54 «Заключительные положения»), в связи с чем реализация благотворительной финансовой помощи Предприятием в будущем году будет, вероятнее всего, не возможна. В свою очередь, исходя из фактического экономического состояния предприятия, мне сложно делать какие-либо прогнозы на реализацию аналогичных мероприятий до конца этого года. Вместе с тем, мы не станем отказываться от поддержки, если учредители Предприятия – а это МВД России и Росимущество, учтут вышеуказанные ограничения, наступающие с 1 января, и примут решение о перераспределении (в последний раз) части прибыли ФГУП «Охрана» подразделениям МВД России в качестве благотворительной помощи.

Могу также сказать, что в целом же, начиная с 2006 года, Предприятием оказана помощь различным подразделениям МВД России на сумму порядка 240 миллионов рублей.

В 2007 году оказана благотворительная финансовая помощь подразделениям вневедомственной охраны и другим службам Министерства (приобретены автомобили, видеоаппаратура и другое имущество) на общую сумму 7 млн. 740 тыс. руб. В 2007, 2008 годах оказана благотворительная финансовая Спортивной федерации работников милиции для организации и проведения чемпионата Европы по дзюдо (2007 г.) и по спортивной борьбе (2008 год) на общую сумму около 400 тысяч рублей. В 2009 году оказана благотворительная финансовая помощь УВД по г. Сочи ГУВД по Краснодарскому краю на приобретение 10 автомобилей «Форд Фокус» (5 331 000 рублей) и их техническое дооборудование (2 397 200 рублей).
В 2010 году оказана благотворительная финансовая помощь МВД России:
для обеспечения благотворительной акции торжественной церемонии вручения общественной премии «Щит и Роза», часть средств, полученных в рамках благотворительного сбора с ее участников, в сумме 1 000 000 рублей направлена вдовам погибших сотрудников органов внутренних дел;
для издания книги, рассказывающей об истории создания, развития и практическом опыте работы отрядов милиции особого и специального назначения, авиационных отрядов специального назначения, а также о сфере взаимодействия подразделений органов внутренних дел и Предприятия в сфере охраны правопорядка (в размере 3 747 860 рублей).
В истекшем периоде 2011 года в связи с прогнозируемым осложнением оперативной обстановки и особенностями выполнения служебных задач в предвыборный период, а также непосредственно в рамках избирательной кампании, принято решение об оказании благотворительной финансовой помощи, с целевым выделением для приобретения имущества и материально-технических ресурсов ассигнований:
специальным подразделениям МВД России (ОМОН, ОМСН, АОСН) на сумму 31 755 189 рублей (средства индивидуальной защиты, имущество вооружения и др.);
ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на сумму 124 576 420 рублей (специальный автотранспорт, водный транспорт, имущество экспертно-криминалистических подразделений, средства связи).
Кроме того, выделено 34 миллиона рублей для поддержки ФГУП «Экспериментальный производственный комбинат МВД России», осуществлявшим изготовление форменного обмундирования массового производства и по индивидуальным заказам, золотошвейные работы, пошив гражданской одежды, ремонт одежды и обуви.

Напомню, что в 2004-2005 годах вневедомственная охрана практически первой в системе Министерства реализовала крупномасштабные мероприятия по реформированию с избавлением от части ранее осуществляемых функций.

Справочно: функции военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

Так в феврале 2005 года было создано ФГУП «Охрана» МВД России, которому на правах хозяйственного ведения передавалось имущество реорганизованных подразделений вневедомственной охраны.

Этот шаг был на тот момент в определенной части революционным и был направлен на либерализацию рынка охранных услуг.

По общему замыслу создание Предприятия должно было стать переходным этапом к реализации дальнейших полномасштабных мероприятий по модернизации охранного рынка, направленного на расширение сферы участия частных структур безопасности в осуществлении охранной деятельности.

На первом этапе одной из основных задач Министерства являлось недопущение возрастания социальной напряженности в коллективах вневедомственной охраны, поскольку в процессе реорганизации требовалось вновь трудоустроить 130 тысяч работников указанных подразделений, большинство из которых, к тому же, являлись членами профессиональных союзов.

Одновременно с этим, Предприятие, как государственная коммерческая структура, должно было обеспечить преемственность реализуемых договорных обязательств и выступать своеобразным регулятором ценообразования на услуги по охране имущества, прежде всего – по охране квартир граждан, как альтернатива частным охранным организациям. Успех в решении данных задач напрямую зависел от эффективности работы Предприятия практически с первых дней образования и наличия продуманной стратегии его развития.

Среди унитарных предприятий, подведомственных МВД России, ФГУП «Охрана» является, во многом, уникальным проектом. Во-первых, на протяжении всей своей недолгой шестилетней истории, на которую, кстати сказать, выпали и происходящие с 2008 года кризисные явления в экономике, оно обеспечивало свое устойчивое функционирование самостоятельно, без государственной финансовой поддержки. Другими словами Предприятие развивалось исключительно за счет получаемой прибыли, без заимствования ассигнований из федерального бюджета. Во-вторых, на сегодня ФГУП «Охрана» — это одно из крупнейших Предприятий страны, имеющее 81 филиал в 78 субъектах Российской Федерации, которое является, пожалуй, единственным рентабельным предприятием, подведомственным МВД России, стабильно приносящим доход федеральному бюджету в виде миллиардных налоговых отчислений. Кстати, Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев еще в апреле 2006 года на одном из совещаний с руководителями ведомственных унитарных предприятий высказал удовлетворение рентабельным и устойчивым функционированием ФГУП «Охрана» на фоне множества проблем в деятельности аналогичных структур. Безусловно, добиться таких результатов в короткий срок было бы невозможно без грамотного менеджмента самого Предприятия и надлежащей координации работы, а также методического обеспечения, которое все это время осуществлял Департамент государственной защиты имущества МВД России, преобразованный ныне в Главное управление вневедомственной охраны.

Становление и дальнейшее укрепление Предприятия осуществлялось на основе комплексных перспективных планов развития на среднесрочную перспективу. Так, в 2007 году утверждена Концепция развития Предприятия, где важнейшим принципом реализуемых мероприятий стал процесс развития технической составляющей в работе ФГУП «Охрана», а также централизации финансово-хозяйственной деятельности.

При этом особо отмечу, что все решения принимались и в последствии сопровождались коллегиально как в рамках Технического совета Предприятия, так и по итогам их обсуждения на совещаниях с участием заинтересованных подразделений Министерства. Такой подход полностью исключал единоличное принятие решений, особенно в концептуальных вопросах развития Предприятия. Одновременно самое пристальное внимание уделялось вопросам прозрачности выбора поставщиков оборудования и производимых закупок. В этих целях Предприятие приняло решение о целесообразности применения в рамках внутренней организации своей работы при осуществлении ряда централизованных закупок отдельных положений Федерального закона № 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), несмотря на то обстоятельство, что действие его норм не распространяется на федеральные унитарные предприятия. Специалистами Предприятия детально разрабатывались техническая и конкурсная документация, которая в дальнейшем представлялась для экспертизы представителям научных учреждений МВД России (НИЦ «Охрана» МВД России», ЦСА ОПС МВД России), а также департаментов Министерства (ДГЗИ, ФЭД, ДТ). Осуществлялся глубокий мониторинг рынка соответствующего оборудования, позволявший выбрать на тот момент наиболее перспективный, отвечающий современным стандартам и, при этом, экономичный образец. И только после согласования всех позиций принималось консолидированное решение о выборе фирмы изготовителя и поставщика соответствующей продукции. А в дальнейшем, учитывая, что отдельные контракты носили долгосрочный характер, их сопровождение также осуществлялось в тесном взаимодействии со структурами Министерства. Ежегодно, перед пролонгацией договоров, на совместных совещаниях оценивалась эффективность их реализации, и принималось коллегиальное решение о целесообразности продления договорных отношений. К примеру, в целях расширения спектра и повышения доступности предоставляемых услуг с 2007 года организовано создание собственной сети пунктов централизованной охраны (ПЦО) в филиалах ФГУП «Охрана» МВД России.

В ходе проведенных, с учетом выше изложенного, отборочных процедур было принято решение о реализации данных мероприятий с использованием оборудования одной из отечественных фирм («Сокол», разработчик – «ЗАО «Авангард», фирма – поставщик ЗАО «Безопасность комплекс»). Характеристики и преимущества этой системы и сегодня доступны для ознакомления на сайте ФГУП «Охрана». Применение данного оборудования предоставило возможность объединения на его базе разрозненных объектов охраны и пультов в единую сеть охранного оборудования, позволяющего отслеживать все объекты, всю цепочку подключения, тем самым, повышая качество оказываемых охранных услуг и существенно снижая их себестоимость. Должен сказать, что эта ставка сыграла и на данном этапе именно пультовая охрана, наравне с охраной перевозимого имущества имеют наиболее высокие темпы прироста доходности, в среднем 40-50% в год, большая часть из которых приходиться на пункты централизованного наблюдения на базе СПИ «Сокол». Несмотря на то, что доля таких пультов в общей массе не превышает 60,0%, с помощью оборудования «Сокол» получено почти 93% доходов по линии пультовой тематики.

Справочно: пультовая охрана – 691 млн. 565 тыс. руб. (9,07%) или на 46,21% больше, чем за АППГ, в том числе:

с помощью оборудования «Сокол» – 642 млн. 791 тыс. руб. (8,43%) или на 49,05% больше, чем за АППГ;
с помощью прочего оборудования – 48 млн. 774 тыс. руб. (0,64%) или на 16,79% больше, чем за АППГ. По состоянию на 01.06.2011 в филиалах Предприятия имеется 76 ПЦО общей емкостью 89 399, с помощью которых охраняется 31 849 объектов и 8 530 квартир и МХЛИГ, в т.ч. в 45 филиалах функционируют 46 ПЦО на базе СПИ «Сокол», с помощью которых охраняется 29 614 объектов и 8 368 квартир и МХЛИГ (37 982 пультовых номера).
Справочно: Получила свое развитие такая услуга как охрана имущества при его транспортировке. За 1 полугодие текущего года Предприятие увеличило свои доходы по данному направлению деятельности более чем на пятьдесят процентов (52,4%). План по доходам от охраны перевозимого имущества в 1 полугодии т.г. в целом по Предприятию выполнен на 127,7%.

В филиалах Предприятия организована работа 45 специализированных подразделений по охране имущества при его транспортировке, в том числе 3 отделов, 7 команд и 35 групп. Для обеспечения деятельности указанных подразделений используется 249 единиц боевого ручного стрелкового автоматического оружия, 294 единицы боевого ручного стрелкового оружия, 268 единиц служебного оружия и 30 единиц гражданского оружия, а также 101 единица автотранспорта, из которых 95 единиц легкового и 6 – грузового.

При этом, централизованная система охраны предложила и новые пути оптимизации деятельности Предприятия, в результате чего в структуре головной организации создан Единый мониторинговый центр ПЦО куда с помощью ретрансляционной аппаратуры осуществляется передача сигналов с охраняемых объектов, обеспечивая минимизацию человеческого фактора в работе оборудования. Кроме того, специально разработанное новое программное обеспечение позволяет производить программирование оконечных устройств удаленно, что значительно уменьшает процент ошибок электромонтерами при пуско-наладке систем на объектах. Как следствие такая схема организации работы позволила сократить расходы на содержание обслуживающего персонала и уменьшить количество используемой приемо-передающей аппаратуры.

Аналогичным образом осуществлялись мероприятия по созданию единой IT (Ай-ти)-инфраструктуры Предприятия и разработке соответствующего программного продукта («Луч») для формирования территориально-распределенной автоматизированной системы, обеспечивающей ведение централизованного бухгалтерского учета, а также учета договоров, управления дебиторской задолженностью и решения других задач.

***

Ужесточив контроль за движением средств, систематизировав порядок осуществления закупок в интересах Предприятия, вырабатывая единые правила тарифообразования, удалось снизить коррупционные проявления, повысить качество планирования расходов, сформировать стратегию единой технической политики Предприятия, а также контролировать выполнение плановых назначений.

И фактически ФГУП «Охрана» еще в 2007 году приступил к реализации поручений, изложенных в последнем Послании к Федеральному собранию, где Президент Российской Федерации, Д.А. Медведев, определил четкий план действий по модернизации на ближайшую перспективу, поручив, в частности, определить на ближайшие три года «прогнозные планы закупки новейшего оборудования, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний, а в дальнейшем по мере возможности расширить горизонт прогнозирования на 5-7 лет». В этом, несомненно, немалая заслуга менеджмента компании, костяк которого длительное время руководит Предприятием.

Необходимо отметить, что подходы к организации функционирования Предприятия корректировались, исходя из реальных условий развития экономики страны, а также фактического состояния работы. И, как показывает практический опыт работы Предприятия, стратегия его развития была выбрана верно, что обеспечило стабильный и уверенный рост основных производственных показателей.

По оценкам специалистов, озвученных в рамках недавно (8 сентября) проводившегося Всероссийского совещания по созданию новой концепции развития ФГУП «Охрана» МВД России, рентабельность только за последние три года выросла в четыре раза, продолжился рост доходов и укрепление материальной базы.

За прошедший, 2010 год в федеральный бюджет перечислено почти три миллиарда рублей, в то время, как в 2005 году даже весь объем оказываемых услуг не дотягивал до этой суммы (2 млрд. 190 млн. рублей).

По итогам 1 полугодия 2011 г. доходы Предприятия в сравнении с прошлым годом выросли почти на 10% (+9,30%) и превысили 7,5 млрд рублей (7 млрд. 626 млн. 400 тыс. руб.), рентабельность в среднем по Предприятию возросла на 2,0% (7,72%, АППГ 5,43%), а чистая прибыль – более чем на половину прошлогодних показателей. (+55,43%, 589 млн. 045 тыс. руб).

Справочно: Налог на прибыль по итогам 1 полугодия т.г. составил 160 млн. 559 тыс. руб. или на 48,01% больше, чем за АППГ (108 млн. 478 тыс. руб.). НДС – 1 млрд. 157 млн. 790 тыс. руб. (на 9,74% больше, чем за АППГ – 1 млрд. 055 млн. 060 тыс. руб.).

Региональные налоги (налог на транспорт и имущество) составили 6 млн. 001 тыс. руб. или на 0,38% меньше, чем за АППГ (6 млн. 024 тыс. руб.).
В общем, оценивая предыдущий период развития Предприятия, полагаю возможным объективно говорить о позитивном и устойчивом его развитии, обеспечившим расширение объемов и качества услуг охраны, а также увеличение финансово-экономической отдачи уставных видов деятельности.
Что касается перспектив его дальнейшего развития и сотрудничества с МВД России, то, безусловно, жизнь не стоит на месте и требует определенной корректировки векторов и направлений функционирования с учетом реалий текущего момента. Как представляется, ФГУП «Охрана» на переходном этапе сыграло свою историческую роль и сегодня, с учетом изменяющихся подходов к роли государственного присутствия на рынке, вполне готово к новой трансформации.

В ближайшей перспективе, по моему мнению, должны быть приняты новые прорывные решения, направленные в целом на дальнейшую либерализацию рынка охранных услуг. Государство со временем будет сокращать долю своего присутствия в этом сегменте в качестве непосредственного исполнителя, усиливая функции контроля за качеством оказания охранных услуг его участниками.

Тесная привязка Предприятия к МВД России в этих условиях, объективно трактуется охранным сообществом скорее как дополнительная преференция, не способствующая рыночным механизмам развития отрасли в целом. В свою очередь, полный отказ от потенциала ФГУП «Охрана» также видится бесперспективным, поскольку на сегодня восполнить эту нишу одномоментно невозможно.

И здесь, принимая во внимание озвученные решения руководства страны о необходимости расширения и делегирования части федеральных полномочий региональным властям, представляется возможным, в качестве обеспечения вновь обретаемых обязанностей, организовать создание на базе филиалов и отделений ФГУП «Охрана» соответствующих унитарных предприятий субъектов федерации и муниципальных предприятий, с сохранением основных направлений уставной деятельности, которую в настоящее время реализует Предприятие.

Впрочем, уже сейчас объем работы регионов в сфере профилактики правонарушений достаточно велик, а практическими инструментами их осуществления они не обладают. Вопросы имущественной безопасности, охраны правопорядка при проведении массовых мероприятий, участие в охране порядка в местах массового пребывания населения – это спектр задач, который под силу реализовать в рамках данного предложения. Полагаю, гораздо рациональнее расходовать средства бюджета на оплату услуг профессионального, наделенного полномочиями работника охраны, нежели продолжать финансирование общественных объединений правоохранительной направленности, статус которых законодатель до сих пор не определил.
А в перспективе эти предприятия также могут взять на себя функции формирования, эксплуатации и обслуживания аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», совместив функции мониторинга разнородных сегментов объективного контроля.

Считаю, это был бы мощный посыл рынку для развития, что в условиях кризисных явлений далеко не является лишним. И не стоит забывать, что охранный рынок – это и инновационные технологии, и производства, многие из которых функционируют в России, и грамотные специалисты, нехватка которых сегодня ощущается в различных областях.

Оговорюсь, что для реализации данных предложений, безусловно, должна быть проведена комплексная работа всеми субъектами данных правоотношений, в первую очередь МВД России, поскольку вопрос либерализации рынка охранных услуг невозможно рассматривать и в отрыве от функционирования подразделений вневедомственной охраны.

Возможно, определенные выводы по данной тематике будут сделаны по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Охрана», проводимой силами ряда подразделений Министерства внутренних дел в настоящее время. В то же время, зная работу Предприятия изнутри, могу с уверенностью сказать, что вмешательство административными методами в его деятельность не просто создает негативный фон в коллективе, но и в значительной степени снижает эффективность практических результатов. Дело в том, что ФГУП – это, прежде всего, коммерческое Предприятие, которое достаточно остро реагирует на малейшие изменения правил игры, корректировку подходов учредителей к вопросам организации его деятельности, смену ориентиров в производственной сфере и т.п. И поэтому назначение любой внеплановой проверки при наличии заключений ежегодно проводимых аудиторских проверок, а также ревизий и анализа бухгалтерского учета со стороны уполномоченных субъектов финансового контроля, безусловно, вносит дополнительную нервозность в работу Предприятия, чем незамедлительно пользуются конкуренты. Эти обстоятельства можно не упоминать, если бы речь не шла о семидесятитысячном Предприятии, обеспечивающим, в том числе, охрану объектов особой важности и повышенной опасности, органов государственной власти, ряда крупных Олимпийских объектов. Поэтому имеющая на сегодняшний момент некоторая разбалансированность в руководстве Предприятия, вызванная, в том числе, неопределенностью и несогласованностью с учредителем перспектив развития, явно не способствует стабильности его функционирования.

Нужно сказать, что на сегодня, учитывая мой опыт пребывания в различных должностях, а также исходя из практического положения дел непосредственно в нашем регионе, Главное управление формирует инициативные предложения о проведении на территории ряда районов города и области эксперимента по формированию единых патрульных сил реагирования, с включением в их состав нарядов патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и дорожно-патрульной службы. Указанные предложения разрабатывались под моим руководством, начиная с 2008 года, докладывались Министру и на тот момент находили поддержку. В немалой степени возобновлению данной работы способствовали изменения, произошедшие в законодательстве, регламентирующем деятельность полиции, а также вытекающие из этого предпосылки к оптимизации системы организации деятельности органов внутренних дел.

В частности, в Федеральном законе «О полиции» появилась норма, обязывающая полицию обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны. Подчеркну: эта работа должна осуществляться всеми подразделениями полиции (вне зависимости от принадлежности к службе), причем на бездоговорной основе, что требует выработки абсолютно новых форм организации деятельности нарядов полиции, осуществляющих реагирование на сообщения о правонарушениях.

Принцип работы единых патрульных сил реагирования – это универсальный наряд, способный выполнить задачу по предупреждению и пресечению любого правонарушения, отнесенного к компетенции полиции, поэтому, прежде всего, изменения в работе наружных нарядов должны почувствовать на себе наши сограждане. На первом этапе решение данной проблемы возможно посредством формирования состава наряда из представителей разных подразделений (ППС, ОВО, ДПС), а параллельно будет изменен формат подготовки полицейских, направленный на получение ими знаний по всему спектру выполняемых задач. Универсальность полицейского – это один из залогов оптимизации нашей работы, который особенно важен в условиях проведенных мероприятий по сокращению личного состава. Объективно следует признать, что только за счет оптимизации органов управления строевыми подразделениями полиции можно восполнить отдельные пробелы, возникшие по итогам сокращения штатной численности в 2010-2011 годах. Так, на сегодня свои дежурные части имеют подразделения дорожно-патрульной службы и вневедомственной охраны, при наличии дежурной части органа внутренних дел, которой они оперативно подчинены на период исполнения служебных обязанностей. Кроме того, оптимизируется количество должностей административно-управленческого персонала (командиры строевых подразделений, их замы, штабные, тыловые, кадровые сотрудники и т.п.), которых можно поставить в строй для несения службы. Одновременно ожидаем некоторый экономический эффект от возможной оптимизации количества помещений, используемых разнородными подразделениями. Высвобождаемые средства предполагается направить на совершенствование материальной и ресурсной базы подразделений.

Должен сказать, что данные предложения, с учетом требований закона «О полиции», непосредственно затрагивают, в первую очередь, деятельность вневедомственной охраны. По сути, бездоговорное реагирование полицией на сигналы о происшествиях, поступающее с пультов централизованной охраны, ставит под сомнение целесообразность сохранения у полиции функции по охране на договорной основе имущества граждан и организаций, поскольку в отношении данной категории объектов как раз и действовал принцип реагирования на сигнал «тревога». Таким образом, этот сегмент рынка – наиболее крупный – фактически полностью передается коммерческим организациям, а полиция должна сосредоточиться на объектах, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В свою очередь, подразделения вневедомственной охраны, как органы управления, должны быть ориентированы на реализацию функций по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также контролю за соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан. Это стало бы разумным шагом еще и потому, что сегодня вневедомственная охрана – это «игрок», который пытается «усидеть на двух стульях». С одной стороны они сами реализуют охранные функции, с другой – осуществляют контроль за отдельными направлениями деятельности других охранных структур, в чем усматривается элемент недобросовестной конкуренции. Здесь также нужно учесть наличие в структуре органов внутренних дел соответствующих подразделений по контролю за частной охранной и детективной деятельностью, что в связке с вневедомственной охраной дает еще больше оснований для таких выводов. И если раньше данное положение дел было объяснимо, то на сегодня все сложнее рассуждать о целесообразности сохранения таких сомнительных вариантов организации деятельности. Двойственность данных подразделений является также камнем преткновения для определения организационно-правовой формы их функционирования. Сегодня, к примеру, активно обсуждается перспектива формирования на базе Управлений (отделов) вневедомственной охраны федеральных казенных учреждений с филиальной системой на местах. При этом, возникает ряд организационных вопросов, не позволяющих оценить реальную необходимость такого рода решений и их перспективность. Речь в частности идет о месте вновь создаваемого учреждения в системе управления органов внутренних дел, поскольку оно «выпадает» из структуры аппарата управления территориальных органов МВД России. При этом, система подчиненности в рамках вертикально интегрированной филиальной сети, очевидно, станет серьезным препятствием для полноценного взаимодействия подразделений в системе комплексного использования сил и средств на обслуживаемой территории, где оперативным начальником является руководитель органа внутренних дел районного уровня. Не вполне ясен и статус собственно персонала казенного учреждения, который, являясь служащим, одновременно должен именоваться сотрудником полиции и выполнять правоохранительные задачи с оружием и специальными средствами. Дальнейшее затягивание данного вопроса влечет к стагнации в данной сфере, не дает развиваться частным охранным структурам, а органам внутренних дел не позволяет полноценно контролировать последних, поскольку они сами являются, по сути, частью коммерческого охранного сообщества. Вместе с тем, развитие этого сегмента рынка многократно окупит за счет налоговых поступлений те издержки, которые одномоментно могут возникнуть при окончательном высвобождении полиции от функций по договорной охране.

Одновременно с указанными мерами следует особое внимание обратить на необходимость появления новых институтов в сфере охранных услуг, одним из которых выступают страховые компании. По сути, они могут стать независимыми аудиторами объективности и качества услуг, представляемых другими субъектами рынка, поскольку, выдавая заключение о страховании имущества, фактически подтверждают эффективность охраны.

Надеюсь, что в ближайшее время соответствующие решения будут сформулированы, с определением вектора развития как органов внутренних дел в данной сфере, так и рынка охранных услуг в целом.

Благодарю за внимание!»

P.S. Ну как вам? Это же «наш» парень! Он мыслит как нормальный предприниматель! А может он таковым и станет в результате всех этих передряг? Может мы вскоре опять  увидим господина Суходольского, но уже в другом качестве?

Комментарии

13.02.2012 / 18:07

Звучит заманчиво…И про обязанность реагирования без договоров!Хотя,по опыту работы с охраной транспорта,работает это не очень хорошо.

14.02.2012 / 22:11

Не хватило сил прочитать до конца, хотел но не смог

Николай Краюшенко
14.02.2012 / 23:29

Володя! Прочитай только выделенный текст. Будет достаточно!

юрий
05.11.2013 / 14:12

Вы заметьте,цитирую :» По сути, бездоговорное реагирование полицией на сигналы о происшествиях, поступающее с пультов централизованной охраны, ставит под сомнение целесообразность сохранения у полиции функции по охране на договорной основе имущества граждан и организаций…» И об этом говорит не только опальный генерал милиции.Это явление не новое. Как правило, после увольнения, все они становятся ярыми «рыночниками». Об этом же говорит и действующий генерал милиции Веденеев,один из немногих чиновников, разбирающихся в охранной деятельности. Так что, «лед тронулся, господа…»

Добавить комментарий

Это необходимая мера для борьбы со спамом.