Эксперт по безопасности. Семинары и курсы повышения квалификации руководителей ЧОП.
04.03.2010

СМИ и охранный бизнес.

В период с марта 2009 г. по январь 2010 г. Координационным советом при ДООП МВД России и НП «КЦ РОСС» проводился всероссийский конкурс среди журналистов на лучшую публикацию о безопасности, частной охране и сыске. Фактической целью конкурса для 2009 года ставилась своеобразная инвентаризация и анализ появляющихся в течение года публикаций по проблематике частной охраны в широких, то есть не специализированных на данной тематике, СМИ, выявление в прессе доброжелательных или нейтральных сил, возможных вариантов сотрудничества, и форм поощрения интереса журналистов к нашей тематике, формирования у них положительного образа частной охраны и сыска. Интрига конкурса сама по себе способствовала формированию интереса не только к конкурсу, но и к охранно-сыскной тематике.
В ходе подготовки конкурса было проанализировано свыше 250 различных публикаций и сообщений в СМИ разного формата, так или иначе, касающихся негосударственной сферы безопасности. Из них большинство носили оценочно негативный по отношению к отрасли характер. Частота выхода в СМИ негатива по частной охране снижалась в течение года, но первое полугодие дало основной массив подобных публикаций. Видимо, поток негатива, начавшийся в 2008 г. являлся элементом информационной подготовки к правовым изменениям, связанным с принятием 272-ФЗ. С лета 2009 г. в широких СМИ интерес к проблемам нашей отрасли постепенно стихал и выравнивалось количественное соотношение негативных и позитивных публикаций.
В результате отбора удалось выделить в лучшую сторону и номинировать на участие в конкурсе только 50 работ (круглым это число получилось не специально), где в тех или иных формах и объемах, с относительно доброжелательных позиций освещалась деятельность ОСС. Сюда не были взяты заказные материалы однозначно рекламного характера, не содержащие ничего кроме рекламы. В это число не попали видео и радио материалы. Таковые в течение года выходили в эфир, но носили негативный по отношению к отрасли характер. Так же не вошли в это число репортажи и очерки. Полноценных репортажей о работе частных охранников и сыщиков не было выделено вообще, а очерки и иные художественные жанры были представлены исключительным негативом. Наряду с отрицательным образом частного охранника в художественных произведениях в целом (книги, кинофильмы), это является четко прослеживаемой тенденцией.
В итоге, положительные оценки деятельности ОСС были обнаружены только в аналитических материалах, опубликованных в печатных СМИ и интернете. Из них 24 материала вышли в свет в центральных СМИ и 26 в региональных. 31 материал в газетах, 10 в журналах, 9 в интернет-изданиях. Относительно больше интереса вызывает ЧДОД у аналитиков общеполитических СМИ (33 материала), относительно меньше у общеэкономических (17 материалов). Если по количественному соотношению «положительные» материалы о частной охране проигрывали «негативным» приблизительно 1 к 4, то по качественным показателям выигрывали. Ясно, что при подготовке положительного материала автор общается с представителями сообщества или МВД и совершает гораздо меньше фактических ошибок. Нелепиц и ляпов больше в материалах негативного характера, это свидетельствует, что подобные материалы зачастую «высасываются из пальца», готовятся журналистами самостоятельно, без обращения к экспертам.
Основные темы года – преобразования в отрасли, связанные с принятием нового законодательства. Интерес (как следствие, публикации) вызывался в большинстве случаев конкретными событиями: принятием очередного нормативно-правового акта, мероприятиями, организованными координационными советами, реже – происшествиями с участием охранников. На втором месте по частоте возникновения у журналиста интереса к теме является прямой контакт с представителями охранно-сыскного сообщества. Обычно, в результате таких контактов возникают публикации рекламного характера. Но в случаях, когда в тексте помимо прямой рекламы есть определенная аналитика, интересный и полезный для читателя материал, публикация несет положительный заряд. Еще реже возникает интерес к отрасли в побочном режиме. Это более характерно для деловых СМИ. Журналисты, исследующие какие-то проблемы бизнеса, затрагивают тему его безопасности. В случаях, когда им оказана помощь экспертами из ОСС, данные публикации формируют положительный имидж отрасли среди читателей.
В ходе конкурса выявлено отсутствие в широких СМИ авторов, специализирующихся на охранно-сыскной тематике. В современных экономических и технических условиях в печатном деле из экономии средств в СМИ востребованы многостаночники. Редакции стремятся производить свой продукт минимальным штатом журналистов, что не позволяет выделить одного специалиста на узкую тему. Большая редкость даже автор, специализирующийся на всей «силовой» тематике. В этих условиях журналист заинтересован в оперативной и качественной помощи экспертов при подготовке материалов по узким темам. Обеспечение контакта экспертов нашей отрасли с журналистами, получившими задание готовить материалы по нашей теме, может значительно повысить и качество публикаций, и их положительный для имиджа отрасли заряд.
Так же не выявлено каких-то особых характеристик авторов, обращающихся к нашей тематике. Примерно равно соотношений мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Возраст, пол и жизненный опыт мало сказывается на уровне понимания нашей темы.
Конкурс, ценные призы, главный приз «Писец безопасности» и церемония награждения вызвали высокий интерес в журналистском сообществе, отраженный в первую очередь в блогосфере. Как следствие, можно ожидать увеличение интереса и к проблемам отрасли. В связи с этим представляется возможным проведение данного конкурса в 2010 году с уже более широким кругом задач.

Информационный бюллетень №02( 228)
Координационного центра руководителей охранно-сыскных структур КЦ РОСС.

Добавить комментарий

Это необходимая мера для борьбы со спамом.